Меню сайту

Випадкове фото

Категорії розділу

Наше опитування

Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 119

Соцмережа

В контакте

Календар свят

Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Головна » 2016 » Грудень » 27 » Мы не рабы, рабы – немы!
12:32
Мы не рабы, рабы – немы!

Cегодня в эпоху повсеместной грамотности населения многие из нас даже не догадываются, какое наследие от царизма получили большевики после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1917 году в стране две трети населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение в деревне, где 80 процентов крестьян оставались неграмотными, и в национальных окраинах, где неграмотные составляли 99,5 процентов населения. Как строить коммунизм, когда рабочий класс неграмотен?

26 декабря 1919 года Ленин подписал Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения», в котором было провозглашено:

«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1. Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Наркомата просвещения.

2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.

4. К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Наркоматом просвещения и местными органами привлекаются все организации трудового населения…

5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

6. Для ликвидации безграмотности органами Наркомата просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.

7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.

8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.

9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета».

Как выполнить такой Декрет в стране, где шла Гражданская война, где было холодно, голодно, не хватало учителей, помещений для учебы, не было даже достаточного количества бумаги и письменных принадлежностей? Н.К. Крупская вспоминала, что тогда «карандаши чинили топором, писали при лучине». Чернила делали из свеклы, сажи, писали на плакатах, четвертушках бумаги, углем на побеленных стенах.

В стране был установлен «военный коммунизм», и вопросы решались очень жестко. Уклоняющиеся от установленных Декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы даже привлекались к уголовной ответственности.

Для пропаганды знаний стали использовать мощные идеологические средства. На стенах домов, витринах магазинов и даже мостовых появились лозунги: «Без грамоты – сколько срама-то!», «Безграмотность – родная сестра разрухи», «Стройте школы – не будет тюрем». Азбуки и буквари пестрели терминами «партия», «Ленин», «колхоз», «кулак». «Жатву мы сберем ликуя. Нет помещика буржуя!» «Звезды сиянье ярко-красной – знак жизни новой и прекрасной!» «Рабочий свергнул гнет царизма, у врат стоим мы коммунизма». «Попы и кулачье, воюя с беднотой, Берут не силою, так черной клеветой. Чтоб мироедам всем дать правильный ответ, Узнайте правду всю из книжек и газет».

В ситуации Гражданской войны без пропагандистского пафоса победить было невозможно, но старых спецов еще надо было в этом убедить. Кроме того, был брошен лозунг: «Товарищ! Обучи хоть одного неграмотного! Этим ты поможешь убить разруху!», «Пусть каждый грамотный ликвидирует неграмотность сорока человек!»

Учителя занимались утром с детьми, а вечером - со взрослыми. Позднее к ним подключились студенты и грамотные школьники, обучая грамоте   родителей, дедушек и бабушек.

В 1923 году было создано общество «Долой неграмотность!» под председательством М.И. Калинина. Общество ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР: создавались школы, группы, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также проводили широкую политико-просветительную работу. Издательство этого общества печатало буквари, а также учебные пособия, несущие «максимальное отражение в учебном материале по ликвидации неграмотности текущих лозунгов Советской власти в области государственного и хозяйственного строительства».

Как же было построено начальное образование для взрослых? Организовывались школы для взрослых («Конечной целью трехмесячных занятий в школе взрослых является усвоение учащимися навыков к гладкому чтению газет и брошюр, к опрятному письму и простейшим операциям над числами в пределах тысячи»), школы грамоты, пункты ликвидации неграмотности («ликпункты»). Продолжением ликпункта стали избы-читальни, народные дома, школы для взрослых повышенного типа.

Важнейшую роль в ликвидации неграмотности сыграла Надежда Константиновна Крупская. Практическая сторона реализации Декрета, начиная от учебных пособий и заканчивая выбиванием средств на нужды ликбеза, легла на ее плечи.

Но, думается, не только Крупская – на всех этажах системы просвещения, всюду на местах возникали оригинальные решения этой государственной проблемы.

Поскольку население могло обучаться грамоте на национальном языке, в стране только в 1922 году, например, был издан миллион учебников на украинском языке.  

Облегчить доступ к знаниям стремились каждому. В помощь издавались газеты-буквари, буквари для взрослых «Долой неграмотность!», буквари для железнодорожников, буквари для сельскохозяйственных и лесных рабочих и т.п.

Всесоюзная перепись населения 1939 года показала, что количество грамотных в стране возросло до 87 процентов. Таким образом, накануне военных испытаний задача достижения всеобщей грамотности была выполнена.

Влад Мушенко

Переглядів: 41 | Додав: kpu-vp | Теги: ленин, КПУ, История | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Форма входу

Календар

«  Грудень 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Пошук

Друзі сайту

  • НАШ БАННЕР
     

  •  
    Сайт народного депутата України Володимира Даниленка></a> 
 <div><div><b><br></b></div><div>
 
 <a href=

    Коминформ

    Сумской обком КПУ

    Коминформ

    Неофициальный сайт Великой Писаревки
     

    Статистика


    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0