12:32 Мы не рабы, рабы – немы! | |
Cегодня в эпоху повсеместной грамотности населения многие из нас даже не догадываются, какое наследие от царизма получили большевики после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В 1917 году в стране две трети населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение в деревне, где 80 процентов крестьян оставались неграмотными, и в национальных окраинах, где неграмотные составляли 99,5 процентов населения. Как строить коммунизм, когда рабочий класс неграмотен? 26 декабря 1919 года Ленин подписал Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения», в котором было провозглашено: «В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил: 1. Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Наркомата просвещения. 2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов. 3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения. 4. К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Наркоматом просвещения и местными органами привлекаются все организации трудового населения… 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы. 6. Для ликвидации безграмотности органами Наркомата просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях. 7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями. 8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности. 9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета». Как выполнить такой Декрет в стране, где шла Гражданская война, где было холодно, голодно, не хватало учителей, помещений для учебы, не было даже достаточного количества бумаги и письменных принадлежностей? Н.К. Крупская вспоминала, что тогда «карандаши чинили топором, писали при лучине». Чернила делали из свеклы, сажи, писали на плакатах, четвертушках бумаги, углем на побеленных стенах. В стране был установлен «военный коммунизм», и вопросы решались очень жестко. Уклоняющиеся от установленных Декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы даже привлекались к уголовной ответственности. Для пропаганды знаний стали использовать мощные идеологические средства. На стенах домов, витринах магазинов и даже мостовых появились лозунги: «Без грамоты – сколько срама-то!», «Безграмотность – родная сестра разрухи», «Стройте школы – не будет тюрем». Азбуки и буквари пестрели терминами «партия», «Ленин», «колхоз», «кулак». «Жатву мы сберем ликуя. Нет помещика буржуя!» «Звезды сиянье ярко-красной – знак жизни новой и прекрасной!» «Рабочий свергнул гнет царизма, у врат стоим мы коммунизма». «Попы и кулачье, воюя с беднотой, Берут не силою, так черной клеветой. Чтоб мироедам всем дать правильный ответ, Узнайте правду всю из книжек и газет». В ситуации Гражданской войны без пропагандистского пафоса победить было невозможно, но старых спецов еще надо было в этом убедить. Кроме того, был брошен лозунг: «Товарищ! Обучи хоть одного неграмотного! Этим ты поможешь убить разруху!», «Пусть каждый грамотный ликвидирует неграмотность сорока человек!» Учителя занимались утром с детьми, а вечером - со взрослыми. Позднее к ним подключились студенты и грамотные школьники, обучая грамоте родителей, дедушек и бабушек. В 1923 году было создано общество «Долой неграмотность!» под председательством М.И. Калинина. Общество ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР: создавались школы, группы, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также проводили широкую политико-просветительную работу. Издательство этого общества печатало буквари, а также учебные пособия, несущие «максимальное отражение в учебном материале по ликвидации неграмотности текущих лозунгов Советской власти в области государственного и хозяйственного строительства». Как же было построено начальное образование для взрослых? Организовывались школы для взрослых («Конечной целью трехмесячных занятий в школе взрослых является усвоение учащимися навыков к гладкому чтению газет и брошюр, к опрятному письму и простейшим операциям над числами в пределах тысячи»), школы грамоты, пункты ликвидации неграмотности («ликпункты»). Продолжением ликпункта стали избы-читальни, народные дома, школы для взрослых повышенного типа. Важнейшую роль в ликвидации неграмотности сыграла Надежда Константиновна Крупская. Практическая сторона реализации Декрета, начиная от учебных пособий и заканчивая выбиванием средств на нужды ликбеза, легла на ее плечи. Но, думается, не только Крупская – на всех этажах системы просвещения, всюду на местах возникали оригинальные решения этой государственной проблемы. Поскольку население могло обучаться грамоте на национальном языке, в стране только в 1922 году, например, был издан миллион учебников на украинском языке. Облегчить доступ к знаниям стремились каждому. В помощь издавались газеты-буквари, буквари для взрослых «Долой неграмотность!», буквари для железнодорожников, буквари для сельскохозяйственных и лесных рабочих и т.п. Всесоюзная перепись населения 1939 года показала, что количество грамотных в стране возросло до 87 процентов. Таким образом, накануне военных испытаний задача достижения всеобщей грамотности была выполнена. Влад Мушенко | |
|
Всього коментарів: 0 | |
Форма входу
Календар
« Грудень 2016 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Нд |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Пошук
Архів записів
- 2011 Липень
- 2011 Серпень
- 2011 Вересень
- 2011 Жовтень
- 2011 Листопад
- 2011 Грудень
- 2012 Січень
- 2012 Лютий
- 2012 Березень
- 2012 Квітень
- 2012 Травень
- 2012 Червень
- 2012 Липень
- 2012 Серпень
- 2012 Вересень
- 2012 Жовтень
- 2012 Листопад
- 2012 Грудень
- 2013 Січень
- 2013 Лютий
- 2013 Березень
- 2013 Квітень
- 2013 Травень
- 2013 Червень
- 2013 Липень
- 2013 Серпень
- 2013 Вересень
- 2013 Жовтень
- 2013 Листопад
- 2013 Грудень
- 2014 Січень
- 2014 Лютий
- 2014 Березень
- 2014 Квітень
- 2014 Травень
- 2014 Червень
- 2014 Липень
- 2014 Серпень
- 2014 Вересень
- 2014 Жовтень
- 2014 Листопад
- 2014 Грудень
- 2015 Січень
- 2015 Лютий
- 2015 Квітень
- 2015 Травень
- 2015 Червень
- 2015 Вересень
- 2015 Жовтень
- 2016 Березень
- 2016 Квітень
- 2016 Травень
- 2016 Листопад
- 2016 Грудень
- 2017 Січень
- 2017 Лютий
- 2017 Березень
- 2017 Квітень
- 2017 Травень
- 2017 Липень
- 2017 Серпень
- 2017 Вересень
- 2017 Жовтень
- 2017 Листопад
- 2017 Грудень
- 2018 Січень
- 2018 Лютий
- 2018 Березень
- 2018 Квітень
- 2018 Травень
- 2018 Листопад